Биоразнообразие

Изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения образования и способов его увеличения.

Цель работы: Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них; Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека; Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе; Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность.

«Выставка композиций из природного материала»

-проведено занятие «Осенняя картина» (аппликация)

-рисование осенних деревьев красками

-проведена подвижная игра «Листопад»

    

    

«Наблюдение за деревьями осенью»

-наблюдение за разнообразием деревьев на территории детского сада (берёза, ива, клён, туя, липа, ёлка)

-разучивание пальчиковой гимнастики «Деревья»

-проведено занятие «Деревья и кустарники»

-чтение сказки «Как дерево с кустарником встретились». Беседа по прочитанному.

«Собираем букеты из опавших листьев»

-сбор листьев клёна для осеннего букета

-проведено занятие по рисованию «Осенние листья» (выполнено в нетрадиционной технике)

-чтение стихов об осени.

   

 

"Осень-время собирать урожай"

 

 

"Осенний вернисаж"

Оригинальные семейные поделки, яркость и оригинальность от наших родителей.

 

 

 

"Длительное наблюдение за растениями на территории детского сада"

Наблюдение-основной метод ознакомления детей с природой. Взрослым иногда так интересно наблюдать за изменениями в природе, а теперь представьте, как радуются этим явлениям природы маленькие дети. Дошкольники очень любознательны, тянутся к новым знаниям, им интересно всё вокруг. Наблюдение доставляет детям всевозможные положительные эмоции и яркие впечатления

Наблюдение за елью и пихтой

Паспорт растений на территории детского сада  

Использование паспортов  растений в  садах позволяет не только систематизировать информацию о них, но и проводить на их основании занятия с дошкольниками. Преимуществами такого обучения можно назвать:

  • Формирование у детей бережного отношения к природе
  • Воспитание трудолюбия
  • Обучение работе в группе, взаимодействия между собой и распределения обязанностей
  • Навыки ухода за растениями с учетом условий, которые им нужны 
  • Развитие любознательности

      Эти факторы являются частью воспитания детей, помогают формировать отношение к окружающему миру и, в частности, к живой природе. 

Разработана интерактивная карта деревьев и кустарников, произрастающих на территории нашего учреждения дошкольного образования.

Каждому дереву и кустарнику присвоен свой символ на карте и Qr-код. При наведении смартфона на соответствующий код, на мобильном устройстве открывается страница с информацией о данном растении. В то время как общий Qr-код открывает страницу со всеми паспортами растений и их фотографиями.

        Интерактивная карта растений позволяет взрослым ознакомиться с информацией, которая будет интересна и полезна дошкольникам. Прогулки и наблюдения на территории детского сада станут ещё увлекательнее.

 

У каждого дерева свои отличительные особенности. Ребята узнали много о берёзе: внешний вид, строение, какие у берёзы семена и листики, а также много интересных фактов об этом дереве.

 

 

   

 

Эксперимент-наблюдение

"Как распускается веточка берёзы"

Воспитанники принесли в группу веточки берёзы и поставили в воду. Детей интересовала тема-насколько быстро появятся первые листочки на ветках в тепле и воде. Спустя несколько дней дети заметили первые набухшие почки, а чуть позже появились и зелёные листочки.

 

 

 

Чтобы у ребёнка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть её красоту и ценность!
Наши ЭКО-ЗНАЙКИ на занятиях:

  • расширили знания о лесе и грибах;
  • об их строении, функциях и назначении частей;
  • о ценности грибов для человека и животных;
  • научились разбираться в грибах.

   

   

"Что растения прячут под землёй?"

Ребята узнавали, как образуются корне в воде. Срезали черенок, поместили его в стакан с водой и с нетерпением ждали появления корешков. Оказывается, чтобы успешных укорений было намного больше, достаточно соблюдать несколько простых правил:

  • не менять в ёмкости воду, а доливать по необходимости;
  • вода в ёмкости должна быть комнатной температуры;

не ставить в банку слишком много черенков

 

 

"Опыты и эксперименты с растениями"

 

«Уход за комнатными растениями»

Цель: формировать и закреплять трудовые навыки в уходе за комнатными растениями.

  • проведена беседа с детьми о труде
  • заучивание пословиц (Труд кормит, а лень портит. Что посеешь, то и пожнёшь.)
  • организовано дежурство и наблюдение в уголке природы (рыхление почвы, мытьё комнатных растений, поливка, удаление пыли с листовой пластины)
  • проведено занятие «Уход за комнатными растениями и их первая подкормка»

 

  

«Новые комнатные растения в группе»

Цель: расширять представления детей о комнатных растениях, их пользе и строении.

-проведено занятие «Комнатные растения»

-проведение дыхательной гимнастики «цветочек»

-Д/и «Найди по описанию»

-заучивание пальчиковой гимнастики «Цветок»

-высадка растений в группе: фиалка, сансивьера, амаралис

 

   

 

Весна-самое время сажать мини-огород

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Дети с удовольствием и энтузиазмом принимают участие в этом занятии. Теперь ребята могут ежедневно ухаживать и наблюдать за ростом растений.

 

 

 

 

 

         

         

 

Наблюдение за ростом культурных растений и уход за ними

Цель: формирование у дошкольников основ экологической культуры и ответственного отношения к природе через наблюдение за ростом и развитием растений, уход за ними

ФАСОЛЬ

 

 

 

ЛУК

 

"Огород на свежем воздухе"

Пришла пора уютным огородам на подоконнике перебираться на свежий воздух. 

 

 

 

 

 

 

 

"Наблюдение за появлением первых цветов на территории детского сада"

Цель:

  • уточнить с детьми названия цветов на территории детского сада;
  • знакомить с особенностями строения и отличительными признаками;
  • развивать умения ухаживать за растениями;
  • воспитывать бережное и ответственное отношение к природе. 

Цветы- чудесные спутники нашей жизни. Нам надо помнить, что лучший цветок-это несорванный цветок.

 

ПЕРНАТЫЕ

Наблюдение за птицами, прилетающими на участок детского сада, формируют у дошкольников познавательный интерес, наблюдательность и любознательность. Задача взрослых-воспитывать у детей интерес к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.

  

«Наблюдение за птицами на участке нашего детского сада»

Цель: расширить представления о жизни птиц, особенностях их внешнего вида, повадках, питании.

  • наблюдение за птицами на территории детского сада (ворона, воробей, галка, скворец, синица, голубь)
  • проведена подвижная игра «Птичка и птенчики»
  • проведено занятие «Птицы-наши друзья»
  • заучивание стихотворения «Улетают к югу птицы»
  • Д/и «Кого не стало»

 

 

 

"Воробушки на кормушке"

 

 

"Пернатые друзья"

В гости к ребятам пожаловал попугай. Пернатые друзья всегда поднимают настроение малышам. Дошколята с интересом наблюдали за попугаем

 

 

Организация

познавательно – исследовательской деятельности

с воспитанниками 5-6 лет по теме:

            «Помогите птицам, от них зависит наша жизнь»   

"Увидел скворца-знай весна у крыльца"

        Каждый, кто задумывается о природе, понимает, что птицы без нашей помощи не обойдутся. Им нужно наше внимание. Именно поэтому родители наших воспитанников смастерили и разместили скворечники на территории нашего учреждения дошкольного образования.

С приходом тепла к нам прилетели первые вестники весны - скворцы! Они облюбовали свои уютные домики и радуют нас своим звонким пением.

       Таким образом, мы учим наших воспитанников наблюдать за птицами, проявлять ответственность, заботу и внимание к нашим пернатым гостям.

Конкурс «На чьей кормушке больше птиц»

Дети вместе с родителями сделали кормушки и повесили их возле дома, регулярно добавляли в птичьи домики угощения для пернатых друзей.

Совместно с родителями воспитанников изготовили и разместили на территории учреждения образования скворечники

 

СПИРЕЯ (красная/белая)

Вид: листопадных декоративных кустарников.

  

ТУЯ ДАНИКА

Вид: представляет собой карликовую форму семейства кипарисовых

МОЖЖЕВЕЛЬНИК ЧЕШУЙЧАТЫЙ БЛЮ СТАР

Вид: хвойных карликовых кустарников

ФОРЗИЦИЯ

Вид: кустарников и небольших деревьев семейства Маслиновые

МОЖЖЕВЕЛЬНИК КАЗАЦКИЙ

Вид: хвойный кустарник рода можжевельник

БАРБАРИС

Вид: кустарники семейства Барбарисовые

ПЛЮЩ

Вид: род растений семейства Аралиевые

ГОРТЕНЗИЯ

Вид: род цветковых растений семейства Гортензиевые

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение-основной метод ознакомления детей с природой. Взрослым иногда так интересно наблюдать за изменениями в природе, а теперь представьте, как радуются этим явлениям природы маленькие дети. Дошкольники очень любознательны, тянутся к новым знаниям, им интересно всё вокруг. Наблюдение доставляет детям всевозможные положительные эмоции и яркие впечатления 

"ЛИПА"

Ребята расширили свои знания, а также узнавали новое. Сделали вместе с воспитателем карту дерева, где описали всё, что узнали.

 

 

 

Наблюдение за елью и туей

Цель: познакомить детей с вечнозелёными хвойными деревьями на территории детского сада

 

 

КАШТАН

Наш воспитанник самостоятельно дома вырастил каштан. Ребята посадили растение на территории детского сада. Теперь можно будет наблюдать, как растёт дерево, выращенное из одного маленького каштана.

 

СИРЕНЬ ПОБЕДЫ

"Новые деревья на территории нашего детского сада"

Пихта и голубая ель-новые объекты наблюдения и возможность расширить знания воспитанников о мире растений.

Наблюдение за елью и пихтой

 

ТУЯ СМАРАГД

Вид: хвойных растений из семейства кипарисовых

КЛЁН

Вид: древесных растений семейства Сапиндовые

ЛИПА

Вид: древесных растений

ГОРНАЯ СОСНА

Вид: вид рода Сосна семейства Сосновые

КАНАДСКАЯ ЕЛЬ

Вид: вечнозелёное древесное растение, вид рода Ель семейства Сосновые

ЕЛЬ СИЗАЯ

Вид: вечнозелёное древесное растение, вид рода Ель (Picea), семейства Сосновые (Pinacea)

ТУЯ ЗАПАДНАЯ

Вид: голосеменных хвойных растений семейства Кипарисовые

БЕРЁЗА

Вид: листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые

ИВА

Вид: лиственных деревьев семейства Ивовые

ГОЛУБАЯ ЕЛЬ

Вид: вечнозелёное хвойное дерево, вид рода ель

ВЕРБА

Вид: семейство Ивовых

ЁЛКА

Вид: род хвойных вечнозелёных деревьев семейства Сосновые

ПИХТА

Вид: род вечнозелёных лесообразующих голосеменных семейства Сосновые

УКСУСНОЕ ДЕРЕВО (СУМАХ)

Вид: род растений, объединяющий около 250 видов кустарников и небольших деревьев семейства Анакардиевые

 

"Посади дерево-оставь память"

 

 

 

Муравьи очень маленькие насекомые. В основном их размер составляет от 1 мм до 3 см. Узнать муравья среди других насекомых можно по его крупной голове, тонкому телу и большому круглому брюшку. Они передвигаются на 6 лапках, на которых есть острые коготочки.  Запахи они различают при помощи усиков, а видят благодаря сложно устроенным глазам. 

С целью эмоционального погружения детей в тему использовались:

  • Беседы с детьми на тему "Мир насекомых", "Кто такие муравьи?", "Какую пользу приносят", "Дом муравья".
  • Пальчиковая игра: "Насекомые".
  • Аппликация "Муравьишка".
  • Разрезные картинки "Насекомые"
  • Чтение произведения "Как муравьишка домой спешил".
  • Наблюдение за насекомыми на участке.

   

   

  

Интересный факт:

Во время пробуждения муравьи вытягивают лапки во все стороны и раскрывают челюсть. Это так похоже на тянущегося и зевающего человека. Очень мило

Внешний вид пчелы ярок и привлекателен. Тело имеет яркую, полосатую жёлто-чёрную окраску. Туловище разделено на три части: верх-голова, середина-грудь, низ-брюшко. Крылья расположены на спинке грудного отдела. На голове пчелы расположены глаза, усики и ротовой аппарат.У пчёлок есть три пары лапок и жало расположенное внизу брюшка. Жадлм пчёлы больно жалят, выделяя при этом яд. Также насекомое имеет удлинённый хоботок. Его пчела использует, чтобы высасывать нектар.

С целью эмоционального погружения детей в тему использовались:

  • Беседы с детьми на тему "Мир насекомых", "Какую пользу приносят насекомые", "Боюсь ли я насекомых", "Дом пчелы".
  • Просмотр иллюстраций о насекомых.
  • Чтение сказки "Пчала и муха".
  • Занятие "Пчела и мёд"
  • Разрезные картинки.
  • Наблюдение за насекомыми на участке.

   

 

Интересный факт:

У пчелы пять глаз, но красный цвет она не различает

 У божьей коровки  красивая и яркая внешность. Такая забавная раскраска запоминается сразу, поэтому жучков не спутаешь уже ни с какими другими. Они имеют красный или оранжевый цвет, а спинка расписана чёрными точками. Божья коровка имеет голову, грудь, брюшко, переднеспинку, три пары лапок, надкрылья и прозрачные крылышки, глазки и усики. Надкрылья нужны для защиты, а два задних прозрачных крыла-для полёта.

С целью эмоционального погружения детей в тему использовались:

  • Беседы "Насекомые", " Кто такие божьи коровки?", "Какую пользу приносят насекомые?", "Моё любимое насекомое".
  • Пальчиковая гимнастика "Божья коровка".
  • Д/и "Весёлые шестерёнки".
  • Разрезные картинки.
  • Просмотр мультфильмов.
  • Занятие "Дадим вторую жизнь крышечкам".
  • Наблюдение на прогулке.
  • Ведение дневника наблюдений за насекомыми.

   

 

 

Интересный факт:

Божьи коровки - многолетние насекомые, и во время зимы они живут за счёт накопленных за лето запасов

 Бабочки-одни из самых красивых насекомых, они похожи на живые цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев сказочная.  Летают днём, а ночью, подняв крылья, отдыхают. Из всех представителей насекомых только бабочки имеют четыре больших и ярких крыла с великолепным графическим рисунком, у них хорошо развиты органы чувств. Глаза занимают большую часть головы, слух развит очень хорошо. 

     Бабочки — насекомые с полным превращением, так как личинка (гусеница) полностью отличается от взрослой особи. Их жизненный цикл состоит из 4 стадий: яйцо, личинка (гусеница), куколка и взрослое насекомое.

С целью эмоционального погружения детей в тему использовались:

  • Беседы "Мир насекомых", "Бабочка", "Удивительный мир бабочек", "Превращение бабочки".
  • Подвижная игра "Поймай бабочку".
  • Аппликация "Весёлые гусеницы".
  • Загадки о насекомых.
  • Аппликация "Бабочка".
  • Разрезные картинки "Из гусеницы в бабочку".
  • Наблюдение на прогулке.

  

 

 

 Интересный факт:

У бабочек отсутствует такой орган, как сердце

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться.  Мир вокруг нас удивителен и разнообразен.

        Во время проглуки дети заметили, что на участке детского сада очень много различных насекомых и мы с интересом начали за ними наблюдать. 

Весна-время обновления и оживления природы. Наши воспитанники каждый день наблюдают за её изменениями во время прогулок. Растения, насекомые, природные явления становятся объектами наблюдений.

Так, у детей развивается наблюдательность, внимание и любовь к природе 

    

    

     

 

 

«Наблюдение за насекомыми на территории детского сада»

-наблюдение за разнообразием насекомых на территории (муравей, бабочка, пчела, божья коровка, жук)

-проведена подвижная игра «Поймай бабочку»

-проведена беседа о насекомых

-Д/и «Как растёт живое»

  

   

 

 

ОТЕЛЬ ДЛЯ НАСЕКОМЫХ

 

"Маленький гость"

Наши воспитанники с удовольствием познакомились с особенностями внешнего вида богомола, отметили его окрас, размер и повадки. ребятам очень понравилось наблюдать за ним.