Психологически безопасная образовательная среда
Под психологической безопасностью понимают защищенность воспитанников и педагогов от угроз психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что заставляют делать против желания, от заброшенности, пренебрежительного и недоброжелательного обращения.
В группах целесообразно организовывать специальные уголки и зоны, способствующие сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта:
- Зона приветствия.
Направленность: создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия, сплочение детского коллектива.
Структура:
- стенд «Доброе утро, я пришел!», на котором размещены фотографии детей. Приходя в детский сад, ребенок поворачивает свое фото лицом к окружающим, таким образом заявляя о своем присутствии в группе;
- стенд «Мое настроение», на котором дети старших групп в течение дня с помощью заготовок- пиктограмм отмечают свое настроение, а дети младших групп с родителями отмечают свое настроение в начале дня с приходом в УДО.
- Уголок достижений.
Направленность: повышение самооценки, уверенности детей в себе; предоставление родителям позитивной информации, способствующей установлению взаимопонимания между ними; обучение детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.
Структура уголка:
- «Карманчик успехов» (в средней и старшей группе на шкафчике каждого ребенка размещены индивидуальные кармашки, куда вкладываются фишки за каждый
совершенный им добрый и полезный поступок; в конце недели дети поощряются); - «Книга добрых дел» (папка раскладушка с индивидуальными файлами для каждой семьи, куда вкладываются фишки за каждый внесенный добрый и полезный вклад на благо группы и детского сада). Два раза в год семьям вручаются благодарственные письма.
- Зона эмоций.
Направленность: предоставление детям возможности в приемлемой форме освободиться от переполняющего их чувства эмоций, напряженности; развитие положительных эмоциональных чувств; обучение самообладанию и приемам саморегуляции.
Структура:
- -«коврик для снятия эмоционального напряжения» (резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться);
- -«коробочка раздражения» (коробочка, в которую ребенок может «выбросить» свою злость и обиду, сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету);
- -«ковер дружбы».
С помощью кукол бибабо и настольного театра дети выстраивают различные ситуации, используя коммуникативные навыки общения, приобретённые на занятиях, чтении художественной литературы, несущие положительные и доброжелательные отношения в детском коллективе.
- Уголок поздравлений.
Направленность: формирование позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе; сплочение детского коллектива.
В группах оборудованы стенды, на которых в дни рождений детей вывешиваются плакаты с фотографией именинника и поздравлениями остальных детей (пожеланиями, рисунками и т. д.). После дня рождения плакат дарят имениннику. Подобные плакаты можно готовить к различным праздникам.
- Зона воды и песка.
Направленность: снятие стресса; снижение нервно-психической напряженности, улучшение настроения.
Из всех игровых материалов песок и вода являются наиболее эффективными терапевтическими средствами. Они не имеют структуры и по желанию ребенка могут превратиться во что угодно: поверхность луны, пляж, бассейн. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе, замкнутых детей. А остаться сухим и чистым помогает накидка из целлофановой пленки длиною до пола с прорезью для головы и рук.
Зона оснащена пластмассовыми игрушками, природными материалами. Здесь проводятся игры «Что тонет, что плавает?», «Найди игрушку», «Волны на воде».
- Зона уединения.
Направленность: предоставление ребенку возможности отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. Это одна из наиболее любимых детьми зон. Она оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой. С зоной уединения в группе соседствует уголок настроения, где ребенку можно оказать своевременную эмоциональную поддержку.
В зоне уединения используются легкие, но достаточно большие «строительные блоки», покрывала, деревянные рамки, ширмы, мебель групповой комнаты. Все это позволяет изменить границы и конфигурацию пространства, превратив его по желанию детей в корабль, крепость, замок и прочее, обыграть в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх.
Самостоятельно построенные детьми «домики» создают у них ощущение защищенности и уединенности, служат атрибутами для игры позволяют реализовать творческую активность. Строить дом для ребенка - все равно что строить самого себя.
Кроме того, в зоне уединения имеется «сухой дождь» (ленточный) в младших группах. Он развивает приятные тактильные ощущения, цветовое восприятие, внутри него можно ото всех спрятаться и побыть одному.
- Уголок сенсорного развития.
Направленность: развитие всех видов восприятия; создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей; речевого и психического развития детей; выработки эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.
В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, психических процессов.
Каждая из зон оснащена соответствующей картотекой,например: картотекой методов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей; картотекой игр, направленных на управление гневом.
Яркость, необычность оборудования пространства, вера в резервные возможности каждого ребенка не только помогают преодолеть трудности в поведении, но и становятся эффективным средством взаимодействия дошкольника и педагога.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Ориентируясь на это основной задачей учреждения дошкольного образования является: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.