Психологически безопасная образовательная среда

В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей его качеств.

 

Под психологической безопасностью понимают защищенность воспитанников и педагогов от угроз психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что заставляют делать против желания, от заброшенности, пренебрежительного и недоброжелательного обращения.

В группах целесообразно организовывать специальные уголки и зоны, способствующие сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта:

  1. Зона приветствия.

Направленность: создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия, сплочение детского коллектива.

Структура:

  • стенд «Доброе утро, я пришел!», на котором размещены фотографии детей. Приходя в детский сад, ребенок поворачивает свое фото лицом к окружающим, таким образом заявляя о своем присутствии в группе;
  • стенд «Мое настроение», на котором дети старших групп в течение дня с помощью заготовок- пиктограмм отмечают свое настроение, а дети младших групп с родителями отмечают свое настроение в начале дня с приходом в УДО.
  1. Уголок достижений.

Направленность: повышение самооценки, уверенности детей в себе; предоставление родителям позитивной информации, способствующей установлению взаимопонимания между ними; обучение детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.

Структура уголка:

  • «Карманчик успехов» (в средней и старшей группе на шкафчике каждого ребенка размещены индивидуальные кармашки, куда вкладываются фишки за каждый 
    совершенный им добрый и полезный поступок; в конце недели дети поощряются);
  • «Книга добрых дел» (папка раскладушка с индивидуальными файлами  для каждой семьи,  куда вкладываются фишки за каждый внесенный  добрый и полезный вклад   на благо группы и детского сада). Два  раза  в год семьям вручаются   благодарственные письма.
  1. Зона эмоций.

Направленность: предоставление детям возможности в приемлемой форме освободиться от переполняющего их чувства эмоций, напряженности; развитие положительных эмоциональных чувств; обучение самообладанию и приемам саморегуляции.

Структура:

  • -«коврик для снятия эмоционального напряжения» (резиновый шипованный  коврик, на котором дети могут потоптаться);
  • -«коробочка раздражения» (коробочка, в которую ребенок может  «выбросить» свою злость и обиду, сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету);
  • -«ковер дружбы».

С помощью кукол бибабо и настольного театра дети выстраивают различные  ситуации, используя коммуникативные навыки общения, приобретённые на занятиях, чтении художественной литературы, несущие положительные и доброжелательные отношения в детском коллективе.

  1. Уголок поздравлений.

 Направленность: формирование позитивного настроения, дружеской атмосферы в   группе; сплочение детского коллектива.

 В группах оборудованы стенды, на которых в дни рождений детей вывешиваются   плакаты с фотографией именинника и поздравлениями остальных детей   (пожеланиями, рисунками и т. д.). После дня рождения плакат дарят имениннику.   Подобные плакаты можно готовить к различным праздникам.

  1. Зона воды и песка.

Направленность: снятие стресса; снижение нервно-психической напряженности, улучшение настроения.

Из всех игровых материалов песок и вода являются наиболее эффективными  терапевтическими средствами. Они не имеют структуры и по желанию ребенка  могут превратиться во что угодно: поверхность луны, пляж, бассейн. Не  существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой,  поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в  себе, замкнутых детей. А остаться сухим и чистым помогает накидка из целлофановой пленки длиною до пола с прорезью для головы и рук.

Зона оснащена пластмассовыми игрушками, природными материалами. Здесь проводятся игры «Что тонет, что плавает?», «Найди игрушку», «Волны на воде».

  1. Зона уединения.

Направленность: предоставление ребенку возможности отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. Это одна из наиболее любимых детьми зон. Она оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой. С зоной уединения в группе соседствует уголок настроения, где ребенку можно оказать своевременную эмоциональную поддержку.

В зоне уединения используются легкие, но достаточно большие «строительные блоки», покрывала, деревянные рамки, ширмы, мебель групповой комнаты. Все это позволяет изменить границы и конфигурацию пространства, превратив его по желанию детей в корабль, крепость, замок и прочее, обыграть в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх.

Самостоятельно построенные детьми «домики» создают у них ощущение защищенности и уединенности, служат атрибутами для игры позволяют реализовать творческую активность. Строить дом для ребенка - все равно что строить самого себя.

Кроме того, в зоне уединения имеется «сухой дождь» (ленточный) в младших группах. Он развивает приятные тактильные ощущения, цветовое восприятие, внутри него можно ото всех спрятаться и побыть одному.

  1. Уголок сенсорного развития.

Направленность: развитие всех видов восприятия; создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей; речевого и психического развития детей; выработки эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.

В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, психических процессов.

Каждая из зон оснащена соответствующей картотекой,например: картотекой методов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей; картотекой игр, направленных на управление гневом.

Яркость, необычность оборудования пространства, вера в резервные возможности каждого ребенка не только помогают преодолеть трудности в поведении, но и становятся эффективным средством взаимодействия дошкольника и педагога.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Ориентируясь на это основной задачей учреждения дошкольного образования является: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

поделиться в: